Цимбалы для пальцев называются <цилы> или <циллы> в Турции и <сагаты> или по-арабски – «sil sil» и по-персидски – Farsi «salasih». А вот египтяне называют этот музыкальный инструмент «sagat» (сагат). Это маленькие металлические диски, которые надеваются на большой и средний палец каждой руки и издают мелодичные звуки во время танца. Таким образом, танцовщица получает возможность самостоятельно аккомпанировать себе во время танца и вносить свой ритм в музыку.
Данный стиль танца уникален – одновременной игрой на крошечном музыкальном инструменте и с извивами талии, ритмичными виляниями и покачиваниями бедер. И конечно же сложен, ведь танцовщицы должны не только успевать танцевать, но и аккомпанировать себе звоном, отчеканивая ритм в танце. Сагаты требуют хорошего знания арабской музыки и ритмических рисунков.
Очень спорный вопрос, с какой страны к нам пришел этот танец. Его многие считают своим :арабы, испанцы (испанские кастаньеты), сирийцы...
Еще на древних гравюрах в изображении древней Месопотамии отображены цимбалы, видимо их использовали в танце, в магических целях, в религиозной музыке, либо при праздновании военных побед. Древние греки играли на металлических цимбалах больше похожих на деревянные трещотки. Сегодня люди играют в основном на металлических цимбалах. Замечены они и в древнем Египте, где танцовщицы и музыканты ранее часто играли на деревянных трещотках или изготовленных из слоновой кости в форме прямоугольника или полумесяца. Как правило, к нам на прилавки попадают цимбалы из Турции и Египта, большей частью декоративные, чем профессиональные.
Поскольку цимбалы - музыкальное сопровождение то для игры на них необходимо знание хотя бы базовых ритмов арабской музыки. Для них существуют 3 основных вида ударов: открытый, глухой и краешками.
Открытый удар - цимбалы быстро ударяются друг об друга, и рука раскрывается, позволяя цимбалам свободно звучать.
Глухой удар - цимбалы остаются сомкнутыми, звук быстро гаснет, получается не звон, а лязганье и клацанье.
Удар краешками - цимбалы на больших пальцах ставятся вертикально, цимбалы на средних пальцах слегка прижимаются указательными и безымянными, и краешком верхней (расположенной горизонтально), цимбалы начинаем ударять краешек цимбалы на большом пальце.
Необходимо вслушаться в ритм, барабанный бой, уловив основную мелодию. Прислушайтесь к контрмелодиям, ведь они отличаются от основных нот, благодаря им звучание становится настолько привлекательным.
Владеть сагатами учатся достаточно долго. Процесс обучения не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Плохо обученная исполнительница беллиданс, использующая в танце сагаты, быстро утомляет слух даже неискушенного зрителя.
Если же вы решились на покупку цимбал, то приготовьтесь к процессу обучения. Не стремитесь поскорее продемонстрировать свои умения на публике — поберегите ее, пока ваше знание базовых ритмов восточной музыки не будет оценено кем-нибудь из профессиональной среды.
В комплекте их должно быть две пары. Если цимбалы хорошего качества, то имеют две прорези для эластичной ленты, что не позволяет цимбалам болтаться и дает вам возможность лучше контролировать ваши действия.