Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы.
Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни. Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили "священными проститутками", которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы.
Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта – чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью.
Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) - так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши в средневековой Японии.
Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались.
Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой. Не удивительно, что женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды.
Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.
Термин «танец живота» (bе11у) произошел от арабского слова beledy, что означает «родина», «родной город». Этим словом называют музыку, танец и костюм. Оно не имеет никакого отношения к анатомии. Со времен возникновения «bе11у» всегда был танцем женского самовыражения и чаще всего исполнялся в женской компании вдали от мужских глаз.
«Bе11у» развился в многокультурное искусство, сегодня известное как «восточный танец», во времена Оттоманской империи, когда женщины из разных стран вместе жили в гаремах турецких султанов и, конечно же, там танцевали. Бесспорно, многие султаны имели счастье наслаждаться прекрасным танцем, но сама женщина напоминала собой лишь тень, извивающуюся за кружевными покрывалами. Эротизм танца живота исходит из загадки запретного и скрытого.
Мужчин привлекал танец живота не только из-за его неприкрытой чувственности, но и потому, что женщины для них были окружены ореолом загадочности: мужчина не имел доступа в часть дома, где жили женщины, и не мог присутствовать на женских собраниях, неотъемлемой частью которых был танец живота.
В 80-е годы 19 века танец живота, названный тогда танцем Саломеи, получил широкое распространение в Европе. Частично это произошло благодаря Мате Хари, которая заявляла о себе как об исполнительнице танца живота, хотя в гораздо больше степени ей удавался стриптиз.
В то время упоминать в приличном обществе слово "женские бедра" и "живот" считалось неприемлемым, так как на ум могли прийти и иные вещи. И танцовщицы того времени одевались совсем по-другому, нежели сейчас. Как правило, они выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок.
Смена танцевального образа началась значительно позже. С Голливуда. Костюмы для танца получили оттенок гламурности. Впервые в голливудских фильмах появились танцовщицы с открытым животом, расшитым лифом и поясом на талии.
Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, опустив пояс с талии на бедра ниже пупка. Все это позволяло намного лучше разглядеть движения танца. В 20-е годы 20 века Египет начал снимать фильмы, в которых участвовали и танцовщицы. Таким образом, это послужило началом хореографии на Ближнем Востоке. До этого весь танец являлся импровизацией от начала до конца.
Некоторые изменения в «арабских танцах» произошли в 10-12 вв. н.э. Дело в том, что до 10 в. н.э. эти танцы исполнялись только женщинами. С 10 в. н.э. арабскими танцами заинтересовались мужчины. Они не танцевали танец на публике, но, оценив его красоту, стали преподавать его женщинам как учителя и мастера танца. Мужчины не убирали имеющихся движений, но «разбавили» их некоторыми па из китайских и таиландских ритуальных женских танцев. С этого периода и до сегодняшнего дня «арабский танец» существует уже почти без изменений.
Сегодня женщины по всему миру вспомнили о танце живота и постепенно начали возвращать его к первоначальной форме. Когда женщина влюбляется в этот танец именно как в форму искусства, она постепенно открывает для себя все новые и новые знания. Достигая определенного уровня мастерства и научившись сложному искусству изоляции отдельных частей туловища, она начинает по-новому пользоваться своим телом, выражая с его помощью всё, что угодно... От здоровой матриархальной женской силы до утонченных, возвышенных полетов души. Танец открывает новые аспекты ее «я», которые ей только предстоит осознать и исследовать.
«Арабский танец» — это произведение и загадка глубокой и сложной древней культуры. Загадка мышечного контроля, загадка нашего собственного тела. Загадка музыки, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Загадка слияния с музыкой. Загадка нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.