Слово «дабка» в переводе с арабского переводится как «топанье ног». Техника этого танца состоит из шагов, прыжков и ударов ног. Лидеру танца разрешается импровизировать в танце, и он или она также вращает носовой платок или вереницу бусинок, подобно четкам, а остальная часть танцоров держит единый ритм. В танце участвует и таблист – человек, который пританцовывает вместе со всеми, но при этом еще и бьет в барабан, называющийся табл. Дабка может исполняться не только мужчинами и женщинами, а также смешанной группой. Размашисто и резко танцуют мужчины, прыжки у них более длинные и высокие. Все более приземисто и скромно делают женщины. Есть движения, которые женщины вообще не делают, а стоят в сторонке, подтанцовывая, когда мужчины солируют этими движениями. Дабке напоминает греческое сертаки, но, конечно, с другим ритмом и движениями. Обычно этот танец танцуют 20-30 человек. Они все держатся за руки, а первый танцор, его называют ведущий, с четками в руках управляет танцем. В каждом городе танцуют свое дабке, то есть существуют особые движения, характерные для дабке Дамаска, Латакии, Алеппо и др. Как правило, Дабке танцуют на семейных мероприятиях, раз в неделю. Для дабке необходимо табле (большой барабан) и ребаб (однострунный инструмент), если танец танцуют под живую музыку. Если говорить о костюмах, для дабки используются национальные цвета Ливана – красный и зеленый. Мужчины танцуют в широких шароварах-шируэль, рубашке и жилетке. Одевается на голову красная шапочка-тарбуш или платок. У женщин костюм разнообразнее: это могут быть и юбка, и шаровары, и длинный халат; блузка и жилетка, либо кафтан средней или ниже средней длины. Обязательный атрибут в женском костюме – платок, который повязывается на голову. Маленькие платочки могут пришиваться на рукава. Также существует некое подобие пояса. Мужчины танцуют в сапогах, а женщины либо в сапогах, либо в туфлях на маленьком каблучке. Дабка полна темпераментом, она зажигательна и не оставляет равнодушным ни одного зрителя! Типичная характеристика стиля — быстрые и разнообразные шаги и подскоки.
Это писала Татьяна Федяева о дабке:
...Я не удивляюсь вашей ошибке - разница между саиди и дабкой невелика даже музыкально, в музыке дабки имеется один дополнительный дум, но благодаря этому "дум", музыка дабки более ударная, заводная. И саиди и дабка вышли из бедуинских танцев, и поэтому движения этих танцев в основном похожи. Но эти танцы имеют и большие различия. Дабка исполняется жестче, сильнее , саиди - значительно мягче. Дабка групповой танец, в нем танцоры сцепляются руками и идут по кругу, саиди - танец не "хороводный", более одиночный.Как вы знаете, я более 8 лет работаю в Египте, но не все знают, что прежде я работала по контрактам на Ближнем Востоке - то есть там, где дабка является национальным танцем.Таким образом, то, о чем я сейчас говорю, я знаю не понаслышке.
Саиди, как правило, исполняется в сольной программе танцовщицы ракс эль -шарки без асайи(палочки), за все время пребывания в Египте я видела мало танцовщиц, исполняющую танец с палкой. И техника работы с палкой у этих танцовщиц была более простой нажели у ливанок.
Ливанские танцовщицы танцуют под музыку дабки в своей сольной программе только с палочкой. Согласитесь, невозможно исполнять в гордом одиночестве групповой танец, здесь на помощь танцовщице приходит асайя.
С моего приезда в Каир я всегда вставляла в свою программу именно дабку- под ливанские мелодии и с палочкой. Сначала не вся публика принимала музыку дабки, но постепенно привыкла и полюбила. Люди встают и танцуют, заслышав эту мелодию.Исполнявшиеся мною на сцене дабки диджеи стали вставлять в свои свадебные- и диско-программы.
В Каире вам преподавали специфику египетского фольклора - работу с палочкой. Но фольклор есть фольклор, а сценический танец, который исполняет танцовщица раск эль-шарки, технически более усложнен и имеет свои каноны.
Я очень рада, что девушки с разных концов России, даже из такой дали, как Владивосток, приезжают в Египет на наш фестиваль, это важно, чтобы начать изучение арабского танца.Но вот я например занимаюсь этим искусством почти двадцать лет, и до сих пор умудряюсь открыть в нем что-то новое...
Татьяна Федяева - Nour и Gaby Shiba "Бедуинская дабка"
Ирина Попова и Gaby Shiba. Дабка "Хаввара"
Ливанская дабка
В костюмах для дабки в основном используются национальные цвета Ливана – красный и зеленый.
Мужчины танцуют в широких шароварах, заправленные в высокие сапоги, в рубашке и жилете. На голову одевают красную шапочку или платок. У женщин костюм более многообразный: это могут быть и юбка, и шаровары, и длинный халат; блузка и жилетка, либо кафтан средней или ниже средней длины. Наверное, единственный обязательный атрибут – это платок, который покрывает голову. Но это – сценические варианты костюма. От того, что многие современные люди ходят в джинсах, они не перестают танцевать дабку. Она навсегда останется самым динамичным танцем для компании друзей и самым простым способом, чтобы подружиться и поднять настроение.
А это курдский танец! Несмотря на совершенно другую культурно-языковую основу, курдские "хороводные" -типичная дабка!
А в Ираке дабку называю ЧОБИ